Главная » Концерты » Симфонический концерт памяти Р.Мартынова

Симфонический концерт памяти Р.Мартынова

  Астраханский государственный театр оперы и балета
  ул. Анри Барбюса, 16
  66-76-30, 66-76-34

«Я видел Вашу душу обнажённой, совершенно обнажённой. Она простиралась передо мной, как дикий таинственный ландшафт с его пугающими безднами и теснинами, с прелестными радостными лужайками и тихими идиллическими уголками. Я воспринял её как стихийную бурю с её ужасами и бедами и с её просветляющей, увлекательной радугой. Я чувствовал борьбу за иллюзии, я видел, как противоборствуют друг другу добрые и злые силы, я видел, как человек в мучительном волнении бьётся, чтобы достичь внутренней гармонии, я ощутил человека, драму, истину…»

(Арнольд Шенберг о Симфонии № 5 Г.Малера)

   16 февраля 2020 года Астраханский государственный театр оперы и балета представит симфоническую программу, посвященную выдающемуся дирижеру, педагогу, народному артисту России, профессору Равилю Мартынову (1946— 2004). Валерий Воронин один из ярких его учеников, теперь опытный известный дирижер. Вадим Пальмов – российский пианист, участник жюри ряда международных конкурсов, организатор и артистический директор международных фестивалей в России и за рубежом. В сотрудничестве с Равилем Мартыновым исполнил ряд фортепианных концертов, в том числе все фортепианные концерты Бетховена.

   Впервые в Астрахани прозвучит Пятая симфония Густава Малера – самое известное произведение композитора, симфонического гиганта, который подарил миру сложнейшие, масштабные откровения на закате эпохи романтизма. Также публике будет представлен четвертый фортепианный концерт Антона Рубинштейна.

   Пятая симфония стоит особняком: она оставляет ощущение некоего распутья — композитор здесь как будто только разведывает новые пути. Работая над этой симфонией, Малер оказался на волосок от смерти, и остался жив исключительно благодаря вмешательству врачей. Биографы композитора связывают с этим обстоятельством мрачный характер первых частей Пятой симфонии. Точно также и оптимистический характер последних частей симфонии ассоциируют с переменами в личной жизни композитора: Малер познакомился с одной из самых красивых девушек Вены — Альмой Шиндлер, которая впоследствии стала его женой. Адажиетто 5 симфонии биографы композитора считают одним из самых красивых объяснений в любви, какие композиторы когда-либо адресовали своим возлюбленным.

   Антон Григорьевич Рубинштейн – знаковая фигура для русской музыкальной культуры. Композитор, пианист-виртуоз, дирижёр, обладающий великолепными организаторскими способностями, и заложивший основу сольного фортепианного концертного исполнения в России. Культивируя крупные инструментальные формы, Антон Рубинштейн подготовил почву для позднейших вершинных достижений русских композиторов — в частности, в жанре фортепианного концерта. Среди концертов Рубинштейна особо выделяется Четвертый, входивший в репертуар Николая Рубинштейна, Ганса фон Бюлова, Ферруччо Бузони, Сергея Рахманинова и многих других выдающихся пианистов. Концерт и поныне остается одним из наиболее часто исполняемых произведений композитора.

Из воспоминаний Валерия Воронина о Р.Э. Мартынове:

Со своим будущим профессором Равилем Мартыновым я познакомился будучи студентом 1 курса кафедры хорового дирижирования, тогда же начал посещать его уроки.

В то время на кафедре оперно-симфонического дирижирования преподавали два мэтра, Мусин и Мартынов,в те времена было принято ходить на уроки к профессорам разных кафедр:специального фортепиано,духовых и ударных инструментов,оркестровых струнных,итд.Я сделал свой выбор и решил после окончания консерватории держать экзамены на кафедру оперно-симфонического дирижирования в класс Равиля Энверовича.

«Я всем вам выдам дипломы специалистов по первым частям симфоний!»-услышал я вскоре на первых уроках у профессора Мартынова.Трудно представить,что можно было придти на урок,не зная наизусть всю симфонию.

С первого занятия он требовал от нас безупречного знания симфонической партитуры , постижения всех ее аспектов как форма , соотношение темпов, пульс и метр симфонии,уловить замысел композитора и донести до слушателя,вот,что понималось Равилем Энверовичем под профессией дирижера.

Профессор был очень требователен, бескомпромиссен и порой безжалостен. Но это относилось не только к другим, но и к себе самому. Сейчас я понимаю, что мы, студенты, были ещё и его творческими детьми. А как известно,не надо воспитывать детей, надо воспитывать себя, потому что ты подаёшь пример своим собственным опытом.

Считалось за счастье, услышать от него после экзамена или концерта скупое :»Нормально..».Мартынов был крайне сдержан в похвале. Он говорил нам,своим студентам:»Я не могу вас выучить дирижировать,я могу вас научить учиться и не обольщайтесь,услышав в свой адрес комплимент,что вы хороший дирижер,радоваться тут нечему.Но если вам сказали,что вы хороший музыкант-тогда вы достигли своей цели!»

Мой профессор обладал неординарным умом,харизмой и колоссальной энергетикой.Он очень любил жизнь и был с фантастическим чувством юмора.

Любовь к творчеству Густава Малера, одного из любимых композиторов Равиля Энверовича, передалась и мне.

Прошло много лет, но и сейчас я хотел бы показать моему педагогу свои работы, услышать его всегда справедливую критику, замечания, пожелания, или же то заветное «нормально…»

Моего профессора уже нет в живых, но по сей день я поддерживаю отношения с его детьми, не утратив чувства, что немного это и моя музыкальная семья, потому что в ней навсегда останется частичка моей души.

Из воспоминаний Вадима Пальмова о Равиле Мартынове:

    В моих воспоминаниях о Равиле Мартынове неизбежно присутствует контекст «лихих 90-х» — так теперь называют эти годы. Тогда в 90-е в сумятице перемен, в отсутствии опыта и в жажде творческой самостоятельности возникали новые театры, учебные заведения, оркестры, концертные объединения. Эта волна не обошла сколько-нибудь активных в разных сферах людей. Не обошла она и Равиля Мартынова, выдающегося музыканта, человека, оставившего глубокий след в моей судьбе и в моей памяти. В предверии 90-х, а именно в 1988 оркестр, возглавляемый Мартыновым, получил свою концертную площадку, Дворец князей Белосельских-Белозерских на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. И это событие, безусловно, и обогатило, и изменило «концертную карту» города.

   Равиль Энверович был дирижёром моего дебюта с оркестром в Большом зале тогда ещё Ленинградской филармонии. Тот памятный для меня концерт и положил начало творческому и человеческому общению с ним. Как рассказать в короткой статье о масштабе личности, оригинальности, подчас и парадоксальности мышления, смелости интерпретатора? Как передать ощущение магнетизма – качества музыканта высочайшей пробы? Невозможно. Профессиональное становление Равиля Мартынова связано с Ленинградом и Москвой – обе главные консерватории страны были его Alma Mater, верность традициям и почитание учителей были важной опорой в жизни, обращение к

прошлому — в работе ли, в частных ли беседах – было для него благодатным погружением в близкую и дорогую сердцу среду.

   Посвящая жизнь музыке, нельзя не понимать важности и необходимости присутствия в жизни Учителя. И счастье обретения Учителя выпадает не каждому. Я встречал высокоодарённых коллег, не испытавших такого счастья. Мне повезло. 18-ти летним я попал в класс Н.Е.Перельмана, и это определило мою судьбу. Обретение Учителя — обретение школы. Обретение школы – связь с традицией, связь времён.

   Равиль Мартынов был человеком Школы, и его талант не сверкал бы так, не будь он учеником своих учителей. Он обладал глубокими знаниями, был человеком подробностей, так или иначе касавшихся исполняемого. Литературный контекст, исторические обстоятельства, сопутствовавшие возникновению произведения, были неотъемлемой частью его профессиональной компетентности. Он был Учитель. И для меня тоже. Он учил меня своими репетициями, на которых я был обыкновенным слушателем, он учил совместным музицированиям, беседами взахлеб, которые часто заканчивались, когда мосты уже были разведены… Он «подарил» мне цикл всех фортепианных концертов Бетховена, благодаря ему и вместе с ним я сыграл концерт Стравинского для фортепиано и духовых.

   Учитель — поводырь. И даже когда учителя уходят, мы продолжаем путь, «назначенный» ими. Ещё совсем юным я работал в консерватории концертмейстером в классе Т.И.Немкиной, прекрасного педагога по хоровому дирижированию, супруги Равиля Мартынова.

   Оказавшись в Астрахани, я познакомился с Валерием Ворониным, учеником Мартынова и Немкиной (по первому образованию Воронин дирижёр-хоровик. Волей учителей пересеклись пути учеников. Я не биограф и не исследователь творчества Равиля Мартынова, я написал о личных впечатлениях. Надеюсь, придёт ещё время для достойной монографии, надеюсь, коллеги сделают это. С радостью и трепетом жду концерта в Астрахани, посвящённого памяти Большого Музыканта. Он умер 58-ми лет от роду. Незавершённая жизнь. Неоконченная симфония.Минимальный возраст: 6+